Новости
24 декабря 2012
Сочельник |
Рождество – долгожданный семейный праздник. В канун 25 декабря католики и протестанты с благоговением ждут рождественского чуда. Это праздник надежд и единения, радости и оптимизма.
Поволжские немцы сохранили культурные традиции такими, какими они их вывезли со своей прародины еще во времена Екатерины II, поскольку немцы в Поволжье жили достаточно изолированно от Германии. На самой прародине часть этих обычаев давно ушла в прошлое, а часть видоизменилась. А в России обряды российских немцев обогатились русскими традициями.
К празднику Рождества (Weihnachten) готовятся заранее.
Adventzeit (четыре предрождественские недели в ожидании Святого дня) призван подготовить верующих к более глубокому переживанию этого праздника. Во время Адвента верующие участвуют в особых предрождественских богослужениях, стараются совершать дела милосердия и благотворительности. За четыре недели Адвента необходимо подготовиться к исповеди, чтобы с чистым сердцем участвовать в Рождественских богослужениях и принять Причастие.
Богослужения каждого из четырех воскресений Адвента имеют определенную тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времен; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету — в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвертое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству Христову.
Сочельник (24 декабря) – святой вечер (Heiliger Abend), канун Рождества. В этот день убирают двор и дом, пекут праздничную выпечку, пироги, готовят стол, украшают елку. Этот день – постный, праздничная трапеза устраивается в католических местностях только после рождественской мессы, глубокой ночью.
Как описывают историки-этнографы у россйиских немцев, живущих на Волге, самым важным, кульминационным моментом всего сочельника был вечер в церкви. В церкви перед алтарем устанавливалась обернутая цветной бумагой и пышно украшенная яркими бумажными цветами «елка», вокруг которой собирались дети-школьники, а посмотреть на этот праздник в церковь приходили почти все жители деревни. В центре внимания всего праздника была история Рождества.
Традиция одаривания детей в сочельник коренится в идеях лютеранской реформатской церкви отвлечения людей языческих зимних обычаев и маскарадов, а также от католических церемоний.
Подарки приносил Кристкинд – Христос-младенец в сопровождении различных масок.
"Kristkinti kommrei lehmer was imkirke na Hoselnies und Prenik und was deine gute Wielle ist" (детское стихотворение).
В роли Христа-младенца выступала девушка или девочка, одетая в белое одеяние, иногда две девушки: одна изображала Христа-младенца, другая – Его слугу. Дарителем подарков мог также выступить св. Николаус, приносящий детям и прислуге яблоки и орехи.
Рождественские подарки выступали как напоминание о дарах, что преподнесли младенцу Иисусу три волхва.
В некоторых семьях, предки которых были выходцами из Южной Германии Христос-младенец спускался вместе со своими ангелами с неба на землю, оставаясь невидимым. Утром дети под елкой находили подарки.
Отдав должное Богу и детям, взрослые веселились до утра за праздничным столом. Застолье сопровождалось песнями и танцами. Молодежь предпочитала гулянья на улице. С шумом и гамом молодые парни и девушки ходили по домам, поздравляли хозяев с радостным и веселым Рождеством. Для каждого праздника немцы готовили особое блюдо. Украшением рождественского стола был жареный, с хрустящей корочкой гусь. Weihnachtscanz - должен был быть в каждой семье. Гуся откармливали перед Рождеством и готовили по специальному рецепту.
Застолье сопровождалось песнями и танцами. Молодежь предпочитала гулянья на улице. С шумом и гамом молодые парни и девушки ходили по домам, поздравляли хозяев с радостным и веселым Рождеством.
Frohe Weihnachten!